Ирригатор – эффективное средство гигиены полости рта.

На сегодняшний день стоматология шагнула далеко вперед в своем умении возвращать зубам здоровье и красоту. Зубы, которые ранее должны были быть удалены, сегодня подлежат сохранению благодаря современным технологиям. На место отсутствующих зубов приходят импланты, вместо съемных протезов. Здоровые зубы - это не только вопрос ухоженного внешнего вида, но и уровня качества жизни. Трудно воспринимать человека, с неухоженными зубами и неприятным запахом изо рта, успешным.

Доказано, что одного лишь использования пасты и зубной щетки не достаточно для качественной гигиены полости рта. Если вы хотите результативно ухаживать за Вашими зубами и деснами необходимо также регулярное применение средств для интердентальной (межзубной) гигиены. Как бы тщательно Вы не старались вычистить промежутки между зубами – там все равно остаются участки недоступные даже самым дорогим и современным зубным щеткам. Еще, как правило, остаются обделенными вниманием внутренняя сторона зубов и дальние зубы, поскольку чистить их тщательно и долго, как советуют стоматологи, затруднительно. Вот и получается, что эффективно мы чистим только легкодоступные части ротовой полости, а недоступные участки, составляющие большую часть рта, систематически остаются неочищенными. Это влечет за собой не только образование налета и изменения цвета эмали, но и более серьезные проблемы. Для ухода за труднодоступными участками существует множество средств и приспособлений. Одним из них являются ирригаторы.

Что такое ирригаторы?

Ирригатор — это прибор, который предназначен для гигиенического ухода за полостью рта. Позволяет провести стандартную процедуру очистки зубов и десен более приятно и качественно. Насадка ирригатора прицельно подает под давлением (от 0,7 до 4,8 бар) струю жидкости, наливаемой в резервуар. Струя может быть центрированная (режим «струи») или распыленная (режим «душа»), постоянная или пульсирующая. Во время работы в режиме «струи» под сильным давлением вымываются остатки пищи и частично мягкий налет с поверхностей зубов, межзубных промежутков, десен, языка, слизистой оболочки полости рта. Когда ирригатор работает в режиме «душ» осуществляется массаж десен, слизистой оболочки и языка, за счет чего увеличивается и нормализуется кровообращение. Таким образом, очищенными оказываются не только поверхности зубов, но и межзубные промежутки, складки слизистой оболочки, язык, достигается выраженный освежающий эффект.

На сегодняшний день на рынке представлены различные типы ирригаторов следующих производителей, таких как:
  • Little Doctor;
  • Oral-B 8500 OxyJet;
  • RISUN RST 5001;
  • SPORT-ELEC HC 5305;
  • WaterPik
Ирригаторы можно поделить на группы:
  • стационарные (подключаются к электросети);
  • портативные (небольшого размера, работают от автономного источника питания (аккумулятор\батарейка)). Они позволяют использовать ирригацию во время путешествий, на работе, не привязывают к электросети. Однако в силу небольшого размера такие ирригаторы характеризуются соответственно и меньшей мощностью, малым объемом резервуара;
  • подключаемые к водопроводу. К сожалению, данная группа ирригаторов ограничены в своем применении. Качество водопроводной воды в Украине не всегда можно назвать высоким. Бактерии, содержащиеся в такой воде, способствуют не улучшению ситуации, а риску дополнительного инфицирования полости рта. К тому же, качество воды сказывается на работе самого прибора, он быстро выходит из строя (производители, как правило, указывают это в своих инструкциях).

Кому и для чего нужно пользоваться ирригаторами?

Использование ирригатора целесообразно:
  • профилактика кариеса и заболеваний пародонта;
  • пациенты, которые имеют коронки, мостовидные протезы, импланты, получающие ортодонтическое лечение несъемными конструкциями (брекет-системы);
  • беременным женщинам;
  • при пониженном иммунитете;
  • курящим;
  • хронические перикорониты (затруднительное прорезывание зубов мудрости).
Абсолютных противопоказаний к использованию ирригаторов нет. Навредить может неправильное использование. Однако пациентам, страдающим ревматизмом и имеющим некоторые сердечно-сосудистые заболевания, имеющих искусственный клапан сердца необходимо оговорить вопрос возможности использования ирригатора со стоматологом. Также не следует использовать ирригатор в острой стадии пародонтита и после фиксации несъемных конструкций на приеме у стоматолога (24 часа).

Как пользоваться ирригатором?

Правила пользования достаточно просты и обычно затруднений не возникает. Хотелось бы подчеркнуть, что в зависимости от того, какую цель Вы преследуете (лечение или профилактика заболеваний, тип патологии) особенности применения лучше оговорить с Вашим лечащим врачом, для каждой ситуации возможны свои особенности использования. Для стандартных, профилактических ситуаций важно придерживаться следующих несложных правил:
  • использовать прибор согласно инструкции производителя;
  • использовать разрешенные жидкости для заполнения резервуара ирригатора;
  • использовать теплую воду или раствор;
  • направление струи под углом 90 градусов к поверхности десны;
  • последовательное проведение процедуры (удобно разделить обрабатываемые поверхности на условные сегменты – так Вы не пропустите отдельные участки);
  • положение головы должно позволять раствору свободно вытекать;
  • трудноочищаемые области ирригировать чуть дольше доступных;
  • нежелательно использовать ирригатор маленьким детям;
  • дети старшего возраста первое время должны пользоваться ирригатором под присмотром взрослых.
Пользоваться ирригатором в стандартной профилактической ситуации можно и нужно 2-4 раза в неделю. В случае необходимости доктор порекомендует Вам другой режим. Однако следует помнить, что независимо от того сколько раз Вы проводите ирригацию, чистка зубов щеткой, пастой и использование флоссов является обязательной процедурой.

Как часто применяют ирригатор?

Количество применений ирригатора для ухода за полостью рта желательно так же оговорить с Вашим доктором. Например, для профилактики заболеваний пародонта и кариеса зубов достаточно двух-трех использований в неделю. Тогда как ирригатор, как составляющая в программе лечения парадонтита должен использоваться чаще. Незаменимым союзником является ирригатор при лечении заболеваний парадонта. Физиотерапевтические процедуры уже давно признаны эффективными. Проблема может заключаться в необходимости длительного посещения физиотерапевтического кабинета. Теперь гидромассаж десен возможен в самостоятельном применении.

Результаты после использования ирригаторов.

Результаты применения ирригатора зависят от выполнения рекомендаций стоматолога, правильности назначения прибора и вида раствора по конкретной клинической ситуации. В зависимости от вида жидкости возможны следующие эффекты ирригации:
  • антибактериальное и противокариесное;
  • снижение чувствительности зубов;
  • уменьшение кровоточивости десен;
  • заживление поврежденной слизистой оболочки полости рта;
  • удаление мягкого зубного налета;
  • устранение неприятного запаха изо рта.
Согласно отзывам наших пациентов, которые пользуются ирригаторами, большинство из них отмечает улучшение и более комфортный уход за полостью рта, что на приеме у стоматолога мы так же можем наблюдать объективно.

Однако, следует помнить, что ирригатор не в состоянии справиться с уже образовавшимся зубным камнем. Перед тем как приступать к его использованию, необходимо провести профессиональную чистку зубов и проконсультироваться со стоматологом об особенностях использования ирригатора в конкретной ситуации. Необходимо индивидуально подобрать оптимальный режим подачи воды, тип раствора для лечения или профилактики, частоту использования. Комплексный подход позволит использовать ирригатор наиболее эффективно.